СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН-ПОМОЩИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
В.В. Соколовская, Н.В. Солнцева, Е.Ю. Коржова
V.V. Sokolovskaya, N.V. Solntseva, E.Yu. Korjova SOCIAL ATTITUDES REGARDING ONLINE PSYCHOLOGICAL HELP FOR BOYS AND GIRLS
Аннотация. Психологическая онлайн-помощь становится все более востребованной у молодежи. Но отношение к данному формату остается неоднозначным. Наблюдается более частая обращаемость к онлайн-помощи у представителей женского пола. В большинстве работ описаны отдельные компоненты отношения к онлайн-помощи, но недостаточно изучены социальные установки относительно данного формата у юношей и девушек. Целью исследования стало изучение социальных установок относительно психологической онлайн-помощи у девушек и юношей. Согласно гипотезе, компоненты установок относительно психологической онлайн-помощи у женщин имеют качественную специфику, которая определяет большую предрасположенность женщин к психологической помощи онлайн-формата. Изучались когнитивный, аффективный и конативный компоненты социальных установок относительно психологической онлайн-помощи у юношей и девушек. Использовался кластерный анализ, контент-анализ с последующим применением углового преобразования Фишера, непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Выборку составили студенты РГПУ им. А.И. Герцена численностью 183 человека (77% девушки, 23% юноши) от 18 до 24 лет (M =19,4). Применялись психодиагностические методики: «Опросник отношения к обращению за услугами в сфере психического здоровья», «Символический анализатор мира» А. М. Парачева, «Незаконченные предложения» (модификация). В результате исследования выявлено, что когнитивный и аффективный компоненты социальных установок относительно онлайн-помощи у юношей и девушек не различаются. Когнитивный компонент содержит позитивный образ психологической помощи, на аффективном уровне онлайн-помощь ощущается как пассивный процесс. У юношей конативный компонент является амбивалентным. У девушек существует умеренная готовность обратиться за онлайн-помощью. Таким образом, существует рассогласованность в когнитивном и аффективном компоненте социальных установок относительно психологической-онлайн помощи. Готовность к обращению за психологической помощью имеет ярко выраженные половые различия.
Ключевые слова: психологическая онлайн-помощь, установки относительно психологической онлайн-помощи, цифровое поколение, образ психологической помощи у молодежи, готовность к психологической помощи
Abstract. Relevance: online psychological help is becoming more and more in demand among young people. But the attitude towards this format remains ambiguous. There is a high demand for online help from female representatives. Most of the works describe individual components of attitudes towards online help, but the social attitudes towards this format among boys and girls have not been sufficiently studied. Purpose: to study social attitudes regarding online psychological help among girls and boys. Hypothesis: the components of attitudes regarding online psychological assistance in women have qualitative specifics that determine a greater predisposition of women to online psychological assistance. Research design: the work examined the cognitive, affective and conative components of social attitudes towards online psychological help in boys and girls. Cluster analysis, content analysis followed by the application of the Fisher angular transformation, and the nonparametric Mann-Whitney U-test were used. The sample consisted of 183 students (77% girls, 23% boys) from 18 to 24 years old (M =19.4) from the Herzen Russian State Pedagogical University. Research methods and techniques: "Questionnaire of attitudes towards seeking services in the field of mental health", "Symbolic analyzer of the world" by A.M. Parachev, "Unfinished sentences" (modification). Results: the cognitive and affective components of social attitudes towards online help do not differ between boys and girls. The cognitive component contains a positive image of psychological help; on an affective level, online help feels like a passive process. In young men, the conative component is ambivalent. Girls have a moderate willingness to seek online help. Conclusion: there is a discrepancy in the cognitive and affective components of social attitudes towards online psychological help. Willingness to seek psychological help has a pronounced gender specificity.
Keywords: psychological online help, attitudes regarding online psychological help; network generation; readiness to psychological help.